Подвиг наших земляков – Саратов город трудовой доблести…

Война… Она вошла в память не только её участников, но и тех, кто в тылу приближал день Победы.

Саратов находился в тылу, а во второй год войны стал прифронтовым городом, обеспечивая победу страны в Сталинградской битве, поэтому работать первые месяцы войны вызывались студенты, женщины, подростки и пенсионеры. С весны 1942 года была объявлена трудовая мобилизация. На предприятиях начинается движение «двухсотников», проходившее под девизом: «Одну норму за себя, вторую — за товарища, ушедшего на фронт». Заводы перевыполняли суточные задания. Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен на Саратовском авиазаводе. Четверть горючего, потраченного за всю войну была произведена на саратовском крекинг- заводе им. Кирова (Саратовский НПЗ).

Студенты учились по сокращённой программе – без выходных. Группы студентов выполняли военные работы – например, их отправляли копать защитные рвы.

В Cаратовской области работало около 200 эвакогоспиталей, более 30 из которых – в Саратове. Они формировались на базе учебных заведений и гостиниц. На одного врача, в те времена приходилось по 100-200 раненых. По показателю возвращения боеспособности наши госпитали были одними из ведущих в Советском Союзе -71%раненных после лечения возвращались в строй.

Каждый эвакогоспиталь был прикреплён к определённому дому или учреждению, заводу. Работники завода после смены должны были дежурить в госпитале, ухаживать за раненными, помогать. Чтобы дети в это время были под присмотром, в помещениях эвакогоспиталей создавались детсады.          Студенты и школьники ухаживали за ранеными воинами и давали концерты. Домохозяйки стирали бельё и чинили обмундирование. Красноармейцев, получивших увечья, обучали профессиям счетоводов, бухгалтеров, сапожников, портных и т. д, что помогало им адаптироваться к новым условиям жизни.

Большой  размах приобрела такая форма помощи, как покупка боевой техники, вооружения, обмундирования, снаряжения на личные средства граждан или на доходы промышленных предприятий, учреждений, колхозов, творческих коллективов. Молодёжь собирала средства на строительство танковых колонн им. В.И. Чапаева и «Саратовский комсомолец», крестьяне колхоза «Сигнал революции» Ворошиловского (Саратовского) района купили самолёт лётчику майору В.И. Шишкину.

Волжская рокада — рокадная линия железной дороги протяженностью 978 км от станции Иловля (вблизи Сталинграда, ныне Волгограда) до станции Свияжск (недалеко от Казани) через Саратов, была построена в рекордные сроки во время Великой Отечественной войны. Она обеспечивала победу нашей армии в Сталинградской битве, предопределившей разгром фашистских войск.

От всей души поздравляем всех ветеранов и тружеников тыла с 78-ой годовщиной Победы нашего народа в Великой Отечественной войне!

Те испытания, которые выпали на вашу долю, подвластно было вынести только людям смелым и сильным духом, отважным, мужественным, любящим свою Родину и свой народ!

Низкий поклон вам земляки, герои саратовской земли – ветераны, труженики тыла, вдовы и дети войны!

Пусть небо будет безоблачным, а окружающие вас люди делают всё возможное, чтобы вы были здоровы и счастливы!

С праздником Победы!

 

С уважением и благодарностью ,

Директор благотворительного фонда «Спасите наши души» Ангелина Никольникова

и коллектив Фонда.

Оставьте комментарий